Содержание:
- Освещение магазина одежды и обуви: цели и задачи.
- Принципы организации освещения.
- Ошибки при организации освещения .
- Осветительное оборудование .
Эффективное продвижение торговой точки сложно представить без маркетинговой стратегии. Помимо анализа рынка и целевой аудитории, изучения конкурентов, формирования бюджета и прочих мер по стимулированию продаж бизнес-план должен включать и практические задачи, в частности, обустройство магазина и формирование комфортной для покупателей и персонала среды. В этом вопросе важнейшую роль играет грамотная организация системы освещения.
Каким должно быть освещение в магазине одежды и обуви? Постараемся разобраться в этом вопросе.
Освещение магазина одежды и обуви: цели и задачи
Основная задача освещения – создание комфортных условий для покупателей и персонала при отсутствии или недостатке естественного света, то есть осветительные приборы должны обеспечить хорошую видимость, возможность свободно передвигаться по помещению, оценивать качество товара. Что касается магазинов одежды и обуви, то это не просто торговая точка, но и своего рода выставочная площадка, где демонстрируются актуальные образцы и новинки модной индустрии. Поэтому для обустройства внутреннего пространства таких объектов применяются приёмы светового дизайна.
Грамотная организация системы освещения позволяет добиться следующих целей:
- оригинальной презентации ассортимента;
- формирования положительного имиджа торговой точки;
- создания уютной атмосферы.
В меру яркое общее освещение и правильно расставленная точечная подсветка привлечёт внимание покупателей. Посещаемость магазина увеличится, а значит, повысится объём продаж.
Принципы организации освещения
Как уже было отмечено выше, при проектировании освещения в магазинах одежды и обуви применяют характерные для модной индустрии приёмы. Например:
- доминирование акцентной подсветки над общим освещением для создания эмоциональной, "драматичной" атмосферы;
- использование декоративных светильников, сочетающихся с интерьерной стилистикой;
- привлечение внимания посетителей к конкретному товару за счёт выделения его более ярким светом.
О последнем пункте стоит поговорить подробнее. Здесь речь идёт о так называемых театральных эффектах, позволяющих сконцентрировать внимание на конкретном объекте. Аналогичные приёмы используются в театральных постановках, когда действие разворачивается на сцене, в окружении декораций. В постановке могут быть задействованы несколько актёров, но чтобы привлечь внимание зрителя к одному персонажу, на него направляется луч прожектора. Остальные действующие лица остаются в приглушённом свете. Точно так же можно выделить из общего ассортимента один или несколько товаров.
При проектировании системы освещения обратите внимание на цветовую температуру. Магазин ориентирован на продажу молодёжной одежды? Установите лампы с интенсивным холодным светом. В ассортименте представлена люксовая одежда? Она будет выглядеть презентабельнее в мягком, приглушённом свете.
В просторном магазине с большим количеством товарных позиций освещение должно быть ярким и равномерным. В этом случае перед покупателем стоит задача выбрать из множества моделей нужный ему вариант, и сделать это можно только при качественном свете. Если же речь идёт о небольших бутиках с ограниченным ассортиментом, то предпочтительнее не слишком яркий общий свет и акцентная подсветка.
Осветительные приборы можно использовать для зонирования и навигации по магазину. Чтобы покупатели могли ориентироваться в пространстве, установите световые коридоры и напольную подсветку. Если нужно разграничить товары из нескольких коллекций, используйте светильники разной формы, мощности и цветовой температуры.
Рекомендованные нормативы освещения магазинов:
- уровень освещенности торгового зала – не менее 500 Лк, акцентная подсветка – не менее 1500 Лк, освещение витрин – до 3000 Лк;
- уровень освещённости стеллажей и стоек должен быть на 40 % выше общей освещённости;
- чтобы покупатель мог оценить оттенки вещей и обуви, важно обеспечить высокий уровень цветопередачи – не менее 90 Ra.
Обратите внимание, что светлые вещи в ослепительно ярком свете могут потеряться, а вот тёмные материалы, наоборот, будут смотреться выигрышно. Используйте для витрин со светлой одеждой лампы от 300 до 500 Лк, с тёмной – свыше 500 Лк.
Ошибки при организации освещения
Подбирая свет для магазина одежды, постарайтесь избежать следующих ошибок:
- чрезмерно яркий общий свет и отсутствие акцентной подсветки;
- плохая цветопередача;
- использование осветительных приборов без учёта особенностей товара и интерьерного оформления.
Учтите, что чрезмерно яркий свет может негативно отразиться на качестве тканей, меха, кожи. Деликатные изделия лучше подсвечивать отражённым, а не направленным светом. Также следует использовать светильники с минимальной температурой светового потока и без УФ-лучей.
Осветительное оборудование
Освещение для магазина обуви и одежды проектируется с использованием следующего оборудования:
- модульных систем, которые могут компоноваться в конструкции любой сложности;
- трековых светильников для подсветки полок и витрин;
- карданных светильников с поворотным механизмом, обеспечивающим быструю смену направления светового потока.
Если в витрине выставлены деликатные вещи, для которых недопустимо температурное и УФ-воздействие, используйте галогенные лампы и металлогалогенные светильники.